Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие у обучающихся проектно-предпринимательских компетенций средствами учебной бизнес-компании в условиях социального партнерства

Дата: 16 декабря 2017 в 11:57, Обновлено 28 февраля 2018 в 15:35

Развитие у обучающихся проектно-предпринимательских компетенций средствами учебной бизнес-компании в условиях социального партнерства

Формирование проектно-предпринимательских компетенций учащихся нашей сельской школы осуществляется комплексно во взаимодействии различных групп партнеров: управление по труду и занятости населения, общественные организации  (БРСМ), сельхозпредприятия нашего региона и организации микрорайона (сельский дом культуры, амбулатория врача общей практики, лесничество, пограничный и пожарный посты), учащиеся, их родители, общественность.

Благодаря партнерству были реализованы бизнес-проекты «Дары природы и огорода», «Школьный огород», «Театральное мастерство», «Организация краеведческих экскурсий по местности».

Мы вместе решаем важную педагогическую проблему  формирования экономически грамотного молодого человека, который будет способен к осуществлению эффективной экономической деятельности и сможет оценивать её не только с позиции экономической целесообразности, но и с позиции нравственной ценности.

Еще в школе учащиеся получают практические навыки по основам предпринимательства и управления в учебной бизнес-компании «Кемелишки – наше богатство».

Школьная бизнес-компания – это учебный практикум по экономике. Форма проведения – ролевая игра, в процессе которой участники получают новые знания, умения, компетенции в области предпринимательства и применяют их на примерах управления типовой версией малого бизнеса. Школьная компания является прообразом малого предприятия. Ребята могут организовать собственное дело, выбрать направление деятельности, продукцию, определить потребность в стартовом капитале. Они также изучают базовые основы предпринимательской деятельности

Школьники заняты хотя и напряженным, но захватывающим трудом. Здесь действуют законы бизнеса – малого и большого. Однако время и усилия, вложенные в работу, доставляют и радостные мгновения, и удовлетворение от достигнутых результатов.

Кроме того, деятельность, способствующая формированию у подростков социальной и проектно-предпринимательской компетентности, является одним из действенных путей предупреждения социальных девиаций в среде сельских школьников.

В ходе работы мы выявили и проблемные зоны.

Учащиеся вначале считали, что знают основы предпринимательства, имеют представления о возможностях зарабатывания денег. А приступив к работе, участники поняли, что успех общего дела зависит от многих факторов. Выяснилось, что не все обладают необходимым объемом знаний для самостоятельного самоопределения в сфере трудовой деятельности, не хотят проявлять инициативу, не умеют работать в команде, не могут планировать работу группы, выдвигать идеи для различных способов решения поставленных задач.

Поэтому пришлось потрудиться, чтобы сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности в сфере малого бизнеса, к открытию своего дела в одной из сфер профессионального труда, познакомить с документацией, необходимой для ведения предпринимательской деятельности, а также подготовить педагогов, владеющих экономическими знаниями.

Мы уверены, что многим  выпускникам нашей школы участие в инновационном проекте позволит стать более компетентными, умелыми и конкурентоспособными, подготовленными к вступлению во взрослую жизнь, умеющими четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения. Полученный опыт не потеряет своей привлекательности и ценности с годами.

А.Л. Иванцевич

Организация бизнес-компании на селе через социальное партнёрство.

Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему. Поэтому вопрос формирования предпринимательских компетенций у молодого поколения современного общества – это не просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегический вопрос развития государства.

Очевидно, что многие современные выпускники сельской школы не обладают самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения, имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью, для того, чтобы развить и поддержать производство и сельское хозяйство в стране.

Социально-экономические изменения, происходящие в современной Беларуси, ставят важную педагогическую проблему – сформировать экономически грамотного молодого человека, который будет способен к осуществлению эффективной экономической деятельности и сможет оценивать её не только с позиции экономической целесообразности, но и с позиции нравственной ценности.

Формирование предпринимательских компетенций учащихся сельской школы при осуществлении комплексного подхода по взаимодействию различных групп партнеров учреждения образования основная цель нашей инновационной деятельности.

Нас волнуют социально-экономические проблемы на селе, ценностные приоритеты в обществе, пассивность сельского социума. Одним из важных способов формирования      предпринимательских компетенций мы  видим в использовании  возможностей социальной среды, а именно в интеграции сил социума,  развитии детских и молодежных инициатив, реализации школьниками проектов.

Организовать социально ориентированную систему обучения и воспитания, развитие определённых компетенций помогает социальное партнёрство. К субъектам социального  партнёрства можно отнести учреждения образования, учреждения дополнительного образования,  детские и молодёжные общественные объединения, управление по труду и занятости населения, общественные организации  («Белая Русь», БРСМ), предприятия (РУП «Совхоз Подольский») и организации (сельский дом культуры, больница), учащиеся, их родители, общественность.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В ходе реализации инновационной деятельности были разработаны проекты «Дары природы и огорода», «Школьный огород», «Петунья - малый школьный бизнес», «Международный туризм», «Театральное мастерство», «ВА-БАНК», «Организация краеведческих экскурсий по местности».

В ГУО «УПК Кемелишковский ясли-сад-средняя школа» в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства», с целью получения учащимися практических навыков по основам предпринимательства и управления, направленным  на развитие экономического образования и молодёжного предпринимательства,  способствованию профессионального самоопределения учащихся, и улучшению материально-технической базы государственного учреждения образования была создана и функционирует школьная бизнес-компания «Кемелишки – наше богатство».  В состав компании входят учащиеся 10 класса.

Наша страна перешла к рыночному способу хозяйства, а главная составляющая рынка – предприниматель. При создании бизнес- компании у учащихся происходит  переход от предметного знания к системному, основанному на целостном восприятии проблемы, и поиску   различных вариантов ее решения.      В результате меняется понимание учащегося, растет его адаптационный потенциал, пассивное накопление знаний заменяется активным их использованием и развитием в процессе практической деятельности учащихся.

Школьная бизнес-компания – это учебный практикум по экономике. Форма проведения практикума – ролевая игра, в процессе которой участники получают новые знания и умения в области предпринимательства и применяют их на примерах управления типовой версией малого бизнеса.      Большую часть времени, ребята заняты хотя и напряженной, но захватывающей работой. Таковы законы бизнеса малого и большого, и работа в школьной компании не является исключением. Однако время и усилия, вложенные в работу, доставляют и те радостные мгновения, и удовлетворение от достигнутых результатов. Такой опыт участия дает возможность в форме ролевой игры испытать, что значит организовать собственное дело, выбрать направление деятельности, продукцию, определить потребность в стартовом капитале. Школьная компания предусматривает изучение базовых основ предпринимательской деятельности на примере типовой версии малого предприятия, так как значительное число предпринимателей во все мире находит себя именно в сфере малого бизнеса, как раз и наша школьная компания являются прообразом малого предприятия.

Для деятельности школьной компании, государственное учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Кемелишковский ясли-сад-средняя школа» и наши социальные партнёры предоставляют безвозмездно (в пользование) необходимую материально-техническую базу. Составлены и планомерно реализуются бизнес-планы «Дары природы и огорода», «Школьный огород», «Петунья – малый школьный бизнес», «ВА-БАНК», «Организация краеведческих экскурсий по местности».

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является  школа. Вот в школе и разработали проекты «Школьный огород» и «Дары природы и огорода». Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педагогического коллектива, от его желания сделать труд действенным средством обучения и воспитания учащихся. Учитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа – это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей – воспитать достойную смену рачительных, трудолюбивых хозяев страны.

 Имеется все необходимое оборудование для реализации бизнес-плана, разработанного для проектов: хорошо обеспеченная мастерская: станки, топоры, бечевки, секаторы, садовые ножи, место для сушки и хранения изделий, рынок сбыта - для изготовления веников и метел. Лопаты, грабли, опрыскиватель, сельскохозяйственный инвентарь для обработки картофеля, сельхозпредприятие, как социальный партнёр, предоставляет землю и сельскохозяйственную технику для обработки почвы.

№ п\п Материал Кол-во выращенной продукции Цена реализации Выручка (руб) Затраты на семена Прибыль
1 Свекла 440 2800 1232000 60000 1172000
2 Морковь 200 3500 700000 60000 640000
3 Капуста 450 2000 900000 100000 800000
4 Картофель 4500 4000 18000000 2500000 15500000
5 Лук 200 3500 700000 260000 440000
6 21532000 2980000 18552000

Через реализацию данного проекта надеемся    сформировать экологическую культуру школьников, воспитать бережное и ответственное отношение к труду, приобщить к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры, получить удовольствия от своего труда и чувства гордости за проделанную работу.

В нашем селе люди проживают в основном в частных домах, где имеют свои приусадебные участки. Те люди, которые проживают в квартирах, как правило, имеют дачные участки на территории района. Зачастую земельные участки  перед домами они оформляют, используя однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения, которые выращивают сами или приобретают на сельскохозяйственных рынках. Поэтому мы увидели в жителях села своих потенциальных покупателей и решили  разработать и опробовать реализацию проекта «Петунья – малый школьный бизнес», к эстетической роли школьного цветника добавить экономически  значимую.

Кроме того, с помощью растений школьного цветника можно облагородить не только частные дома и дачи, но и территорию других сельских объектов:  сельского совета,  больницы,  дома культуры,  библиотеки и др.

Таким образом, продажа цветочно-декоративных растений открытого грунта в селе предусматривает не только получение прибыли, но и имеет социальную направленность – озеленение и эстетическое оформление территории села и района в целом.

Нельзя объять необъятное, поэтому мы определили для себя вид растения, которое можно использовать для продажи на начальных этапах развития нашего бизнеса. Это петуния, бархатцы, канны, георгины.

Проект «ВА-БАНК»  актуален тем, что школьники получают базовые представления об экономической ситуации в стране и в частности в своей школе. В рамках реализации проекта учащиеся 10 класса проводят подготовительные курсы для учащихся и учителей по работе с персональным компьютером и интерактивной доской, что способствует развитию информационной и финансовой грамотности школьников.

Через стремление к познанию мира, саморазвитию, самовыражению, а также желанию поделиться своими знаниями и навыками с другими, в школе разработан и реализуется проект «Организация краеведческих экскурсий по местности».  Наши учащиеся искренне хотят и верят в то, что возможно жить в агрогородке, куда приезжают другие, что-бы отдохнуть и позавидовать нам, который может гордиться своей природой, сервисом, гостеприимством. А надежда и вера делают порой невозможное.    Прибыль от реализации этого проекта небольшая.  Но ведь для создания проекта не главное – заработать денег, а главное, что ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями.

Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является  школа. Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педагогического коллектива, от его желания сделать труд действенным средством обучения и воспитания учащихся.

Приступив к работе, участники поняли, что успех общего дела зависит от многих факторов, и  надеемся , что многим  выпускникам нашей школы участие в этом проекте позволит стать более компетентными, умелыми и конкурентоспособными и подготовленными к вступлению во взрослую жизнь. Время и усилия, вложенные в получение этого опыта, не потеряет своей привлекательности и ценности с годами.  В будущем, многие выпускники школы с особым удовольствием будут  вспоминать участие в школьных проектах. Кроме того, одним из действенных путей предупреждения социальных девиаций в среде сельских школьников может стать педагогически целесообразное формирование у них социальной и предпринимательской компетентности.

А.Л. Иванцевич

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Шафранский И.И., Авсюкевич А.В.

Государственное учреждение образования

«Учебно-педагогический комплекс

Кемелишковский ясли-сад-средняя школа»

alina.bell@mail.ru

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, социальное партнерство, инновационная модель

АННОТАЦИЯ

Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры, которые могут активно и эффективно вести страну к улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему. Поэтому вопрос формирования предпринимательских компетенций у молодого поколения современного общества – это не просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегический вопрос развития государства. С целью поддержки процессов развития личности ребенка наша школа вступила в инновационный проект по формированию предпринимательских компетенций.

Современные выпускники сельской школы не всегда обладают самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути. Они  не могут четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения. Также выпускники имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью, для того, чтобы развить и поддержать производство и сельское хозяйство в стране.

Президент Беларуси в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2013 года выдвинул идею обновления страны, реализация которой возможна с помощью трёх национальных проектов: модернизация экономики, информатизация общества, поддержки молодёжи и её привлечения к государственному строительству [].

Изменения в экономической жизни, ранняя социализация и стремление к самореализации способствуют заинтересованности школьников в получении экономических знаний и формировании предпринимательских компетенций.

На протяжении продолжительного периода времени государство живет в условиях рыночной экономики, основу которой в развитых странах мира составляет, в том числе, малое и среднее предпринимательство. У нас тоже стремятся к достижению подобного результата, однако, как убедительно показала практика, для того, чтобы организовать, успешно вести собственное дело или даже просто работать на предприятиях этой сферы, помимо таланта нужны еще специфические знания и навыки. Например, как грамотно оценить востребованность своей идеи, правильно составить бизнес-план, начать реализовывать проект и многое другое. А получать такие знания и навыки можно, уже начиная со школьной скамьи, тем более что их востребованность, интерес к предпринимательству у современных школьников растет постоянно.

Кроме того, одним из действенных путей предупреждения социальных девиаций в среде сельских школьников может стать педагогически целесообразное формирование у них социальной и предпринимательской компетентности.

Однако теоретические исследования в этой области показывают, что у выпускников учреждений образования не сформирована положительная мотивация к трудовой деятельности в сфере малого бизнеса, к открытию своего дела в одной из сфер профессионального труда, они по-прежнему не обладают необходимым объемом знаний для самостоятельного самоопределения в сфере трудовой деятельности. Реальное ознакомление молодежи с предпринимательской деятельностью осуществляется, в основном, в системе дополнительного образования. В предлагаемом проекте предусматривается предпринимательская подготовка учащихся сельских школ.

Под предпринимательскими компетенциями школьников мы понимаем знания основ предпринимательской деятельности, набор умений и навыков, которые помогут выпускнику эффективно организовать свое дело, результативно вести предпринимательскую деятельность и успешно построить карьеру.

На базе нашей школы открыт инновационный проект по формированию предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства. Актуальность проекта обусловлена следующими противоречиями между требованиями к подготовке молодого поколения, вступающего в жизнь и трудовую деятельность в новых быстроменяющихся экономических и социальных условиях, между требованиями научно-технического прогресса к кадровому потенциалу, между требованиями работодателей, нуждающихся в активных, грамотных, деловых, компетентных молодых сотрудниках и той системой, в которой ведется в образовании подготовка выпускника сельской школы к будущей самостоятельной трудовой деятельности, адаптации к деловому миру и построению успешной карьеры.

Цель данного проекта заключается в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельской школы при осуществлении комплексного подхода по взаимодействию различных групп партнеров учреждения образования. 

Задачи:

  1. Создание необходимых условий для инновационной деятельности.
  2. Обеспечение взаимодействия учреждения образования с  семьей, производственными, сельскохозяйственными и другими предприятиями и организациями, предпринимателями.
  3. Организация проектно-практической деятельности обучающихся предпринимательству.
  4. Использование различных форм внеурочной деятельности.
  5. Подготовка программ курсов для выпускников по основам предпринимательства.
  6. Подготовка методических рекомендаций по внедрению педагогического опыта по теме проекта в практику работы учреждений образования.

Основной идеей проекта является реализация новых подходов целенаправленной подготовки выпускников сельских школ для участия в развитии малого и среднего бизнеса Беларуси, становлении экономически здорового будущего страны.

Главные направления её осуществления:

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

- начало практической реализации серьезных жизненных планов;

- оптимальное сочетание различных видов трудовой активности обучающегося (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве).

Готовность педагогического коллектива учреждения образования к реализации проекта подтверждается высоким уровнем мотивации педагогов к инновационной деятельности, наличием опыта участия в реализации международного проекта «Новые информационные технологии в краеведении».

Значимость данного проекта заключается в возможности не только дать сельским школьникам качественное образование по базовым предметам, но и помочь им сориентироваться в дальнейшем жизненном пути, выявить и развить способности, которые они смогли бы реализовать в условиях рыночной экономики.

Инновационная модель состоит из блоков:

 1) возможности формирования предпринимательских компетенций в урочное время при изучении предметов школьного курса через акцентирование внимания на определенные знания, умения, навыки, действия;

 2) возможности формирования предпринимательских компетенций через комплекс целенаправленных занятий во внеурочное время по Программам и планам классных руководителей, общешкольным планам воспитательной работы;

3) чтение для школьников специальных курсов по основам бизнеса и предпринимательства;

4) работу с педагогами и родителями учащихся;

5) привлечение к подготовке молодого поколения к быстрой и эффективной адаптации на рынке труда, формированию предпринимательских компетенций, повышению предпринимательской грамотности и деловой активности школьников — социальных партнеров учреждения образования (отдела образования, сельского совета, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования, службы занятости, работодателей, представителей предприятий и организаций, выпускников школ, родителей, предпринимателей, общественных организаций и т.д.).

        Модель предусматривает систему взаимодействия школьник - педагоги – родители - социум.

  В проекте составлена модель выпускника, обладающего необходимыми для жизни компетенциями, в том числе, и предпринимательскими.

         Эффективной реализации предложенной модели будут способствовать специально созданные социально-культурные (осознание возможностей человека в социально-экономических условиях; расширение образовательного пространства в условиях социального партнерства; развитие самореализации и самопознания учащихся) и педагогические условия (подготовка и мотивация педагогов; объединение усилий родителей, педагогов и социальных партнеров в достижении целей; учет урочной и внеурочной системы занятий, мероприятий и программ в реализации проекта; учебно-методическое обеспечение).

В качестве социально-культурных условий реализации модели выделены: формирование научного мировоззрения, способствующего осознанию возможностей человека и его места в новых социально-экономических условиях; включение школьников в социально-культурное и образовательно-воспитательное пространство учреждения, расширяемое с использованием возможностей социального партнерства; развитие стремлений школьников к самопознанию, самореализации и профессиональному самоопределению; заинтересованность местных органов власти в поддержке молодежного предпринимательства в районе; в качестве педагогических условий - подготовка и мотивация педагогов к организации комплексного процесса формирования предпринимательских компетенций школьников; реализация задач проекта формирования предпринимательских компетенций при изучении всех предметов учебного плана; система внеклассных мероприятий и курсов с привлечением социальных партнеров; создание ситуации успеха и поощрение педагогическими средствами деловой активности школьников; учебно-методическое обеспечение педагогического комплекса по формированию предпринимательских компетенций школьников; объединение усилий педагогов, родителей, социальных партнеров по обеспечению школьников возможностями для профессиональной пробы предпринимательских компетенций с учетом современного рынка труда и особенностей рынка труда района.

  На основании  вышесказанного можно сделать вывод о том, что для  формирования и развития предпринимательской компетентности учащихся сельского учреждения образования,  и развития ключевых компетенций, необходимо создавать в школе определенные педагогические условия.  Прежде всего, эти условия важны  для разработки таких  ситуаций, которые позволяют моделировать и проектировать реальные действия учащихся. Эти ситуации должны быть игровыми, но, по своей сути, максимально приближенными к реальной жизни, то есть соответствовать контексту будущей жизни и деятельности учащихся.

Предпринимательская подготовка школьников помимо практико-ориентированного обучения и деятельностно-компетентностного подхода к обучению актуализирует такие важнейшие вопросы школьного образования, как воспитание и профессиональная ориентация молодежи.

Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства позволит не только познакомиться с миром профессий в сфере малого и среднего бизнеса через встречи с предпринимателями, их рассказы, через посещение предприятий и т. д., но и в ходе исследовательской работы на предприятии или практической деятельности в качестве участников предпринимательских проектов попробовать себя в роли технолога, маркетолога, менеджера, экономиста, бухгалтера и т. д. При этом предпринимательская подготовка позволит школьникам не только приобрести знания и навыки в области создания своего дела, но и сформировать компетенции, которые пригодятся им независимо от избранной профессии. Для результативности в профориентационном отношении планируется создание школьниками собственных фирм или детско-взрослых предприятий, в которых они выступят полноправными участниками производственной и управленческой деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НА УЧЕБНЫХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Авсюкевич А.В.

Государственное учреждение образования

«Учебно-педагогический комплекс

Кемелишковский ясли-сад-средняя школа»

alina.bell@mail.ru

Ключевые слова: вариативный компонент, предпринимательские компетенции, инновационная модель

АННОТАЦИЯ

В современных условиях большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей и поддержке процессов развития личности ребенка. В рамках создания инновационных моделей наша школа вступила в инновационный проект с целью формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы. Успешному развитию данного проекта способствует профессионализм учителей, который проявляется в методически обоснованной организации кружковых, факультативных занятий с учащимися, подготовке школьников к участию в различных предметных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах экономического характера.

Олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определённой образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Дидактическое обеспечение занятий по математике в рамках вариативного компонента с целью формирования предпринимательских компетенций должно быть ориентировано на развитие познавательного интереса школьников, формирование их интеллектуального потенциала, поддержку одарённости.

   Президент Республики Беларуси в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2013 года выдвинул идею обновления страны с помощью модернизации экономики. Современное общество существенно изменило приоритеты образования. Личностно-ориентированная,  гуманистическая парадигмы образования, которые пришли на смену знаниевой парадигмы, переход на систему непрерывного образования, процессы дифференциации, технологизация, создание инновационных моделей и интеграционные процессы, имеющие место в системе среднего и профессионального образования, доминируют постановку в центр учебно-воспитательного процесса ученика, как наивысшей ценности, ориентацию на воспитание его самобытности, развитие интеллектуального потенциала и развития особенности личности ребенка, формирование системы гражданских ценностей, определяющей отношение ребенка к государству, обществу, другим людям.

В последние годы появились учебные заведения нового типа (колледжи, гимназии), где четко наблюдается интеграция основного и дополнительного образования. Данная система образования предполагает свободу выбора ребенком индивидуальной образовательной траектории обучения, которая может проявляться в выборе факультативных и кружковых занятий, учебного заведения с определенным уклоном в соответствии со своими способностями, склонностями индивидуальными возможностями и потребностями,  направленной  на максимальное развитие его творческого потенциала и дарований.

Государство заинтересованно в экономически грамотных кадрах, поэтому система образования предусматривает создание моделей экономически грамотного учащегося. Создание модели инновационного проекта способствует формированию профессиональных компетенций на базе любой общеобразовательной сельской школы. Для этого учащимся нет необходимости в изначальном выборе гимназии (лицея) с определенным уклоном. Для этого школы вступают в инновационные проекты, к примеру с экономическим уклоном, с целью формирования предпринимательских компетенций у учащихся с раннего детства. Под предпринимательскими компетенциями школьников мы понимаем знания основ предпринимательской деятельности, набор умений и навыков, которые помогут выпускнику эффективно организовать свое дело, результативно вести предпринимательскую деятельность и успешно построить карьеру.

Данные проекты актуальны тем, что они показывают и характеризуют противоречия между требованиями к подготовке молодого поколения, между требованиями научно-технического прогресса к кадровому потенциалу и между требованиями работодателей, нуждающихся в активных, грамотных, деловых, компетентных молодых сотрудниках и той системой, в которой ведется в образовании подготовка выпускника сельской школы к будущей самостоятельной трудовой деятельности, адаптации к деловому миру и построению успешной карьеры.

Цель такого проекта - формирование предпринимательских компетенций учащихся сельской школы при осуществлении комплексного подхода по взаимодействию различных групп партнеров учреждения образования.  Значимость проекта - наличие возможности не только дать сельским школьникам качественное образование по базовым предметам, но и помочь им сориентироваться в дальнейшем жизненном пути, выявить и развить способности, которые они смогли бы реализовать в условиях рыночной экономики.

Изучение элементарных знаний по экономике необходимо учащимся сельских школ в современных социально-экономических условиях.

В рамках данного проекта мною, как учителем математики, проводятся обучающие и факультативные занятия с экономическим и предпринимательским уклоном, в том числе занятия по энергосбережению, так как энергосбережение является одной из основных отраслей экономики. Также вовлечены в программу факультативного курса такие темы как «Основы экономики», «Первые шаги предпринимателя», «Сбережения», «Доходы и расходы», «Банковская система Беларуси». При этом мною поставлены следующие задачи:

  • формировать у детей познавательный интерес к явлениям неживой природы, желание наблюдать, умение обобщать, делать выводы;
  • развивать у воспитанников познавательную активность, стремление к экспериментально-исследовательской деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к энергоресурсам страны;
  • создать у учащихся целостное представление об предпринимательстве, банковской системе Беларуси;
  • убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении экономических проблем;
  • мотивировать детей на активное участие в экономической жизни страны.

На уроках математики в 5-6 классах предлагаются задачи на вычисление расхода электроэнергии, задачи, связанные с расходованием воды в быту, задачи валютно-сберегательного характера. Такие задания носят не только обучающий, воспитательный, но и занимательный характер – следовательно, материал лучше усваивается учащимися.

 В старших классах в рамках данного проекта решаются более сложные задачи экономического характера, воспитывается у обучающих заинтересованность в знании экономической политики государства, проводятся учебные и факультативные занятия по экономике и предпринимательству. В рамках социального партнерства проводятся семинары, тренинги со специалистами в экономической и предпринимательской отрасли.

Анализ методической литературы и  обобщающий опыт по данному проекту показывают, что наибольший интерес у детей вызывают задачи на энергосбережение, задачи на проценты, задачи на части, задачи на смеси и сплавы, задачи с валютно-банковскими операциями. К примеру:

  1. В комнате горит люстра в 5 лампочек, в месяц нагорает 40 кВт, уменьшили количество лампочек до 3-х. Какова экономия электроэнергии в месяц?
  2. Опытный токарь одну деталь точит за 6 минут, а начинающий такую же деталь за 10 минут. На сколько деталей больше выточит токарь, чем начинающий за 1 час?
  3. Стоимость обогрева помещения углем составляет 150 рублей в сутки, а природным газом в 2 раза меньше. На сколько отопление газом дешевле, чем углем за сутки, за 10 дней?
  4. Акулы разных видов отличаются размерами. Тигровая акула в 4 раза короче китообразой акулы и на 3м дольше рифовой, которая в свою очередь в 2 раза длиннее котрана. Акула-лисица в 3 раза длиннее рифовой и на 1м длиннее тигровой. Найти длину каждрой из акул.
  5. Чтобы  засеять 10 га ржи и 5 га озимой пшеницы понадобилось 3т 70кг семени. Какая норма посева этого семени на 1 га, если озимой пшеницы на 1 га засевали на 40кг меньше ,чем ржи?
  6. Со 100г моркови можно получить 14мг провитамина А и витамина С, причем витамина А на 4 мг больше ,чем витамина С. Сколько необходимо взять моркови ,чтобы получить 18г провитамина А?
  7. Сумма 3 углов, образованных при пересечении 2-х прямых, равна 276<sup>0</sup>. Найдите величины всех 4-х углов.
  8. Скорость полета стрекозы больше скорости полета мухи на 260 м/мин и больше скорости капусного беляна на 220 м/мин. Найдите скорость полета этих насекомых, если известно, что 2 скорости полета беляна и еще 70 м/мин дают скорасть полета стрекозы.
  9. Пять окуней весят столько, сколько 2 леща. Известно, что лещ тяжелее окуня на 360г. сколько весит окунь?
  10. На изготовление каркаса прямоугольного параллелепипеда было израсходованно 60 дм проволки. Его высота на 2дм меньше длины и на 2дм больше ширины. Найти канты параллелепипеда. Сколько материала понадобится, чтобы обшить параллелепипед?
  11. Бригада рабочих провела телефонную линию длиной  78 км за 3 недели. За первую неделю она провела в 2 раза меньше, чем за вторую, а за третью – в 3 раза больше, чем за первую. Сколько км линии провела бригада за каждую неделю?

Учащимся старших классов можно предложить следующие задачи:

  1.  Фирма состоит из двух отделений, суммарная величина прибыли которых в минувшем году составила 13 млн. р. На этот год запланировано увеличение прибыли первого отделения на 75%, а второго – на 140%. В результате суммарная прибыль фирмы должна вырасти в два раза.
  2. Перед торговым предприятием возникла проблема – в каком соотношении закупить товары А и В: можно закупить 5 единиц товара А и 8 единиц товара В – всего за 92 тыс. р., а можно, наоборот, закупить 8 единиц товара А и 5 единиц товара В. Торговое предприятие остановилось на первом варианте, так как при этом экономится сумма, достаточная для закупки 2-х единиц товар А. Какова цена товара А и товара В?
  3. Функция предложения на некоторый товар имеет вид Image1493, а функция спроса – q= -p +820 (Image1532– количество товара (в шт.), а Image1533– цена товара (в тыс. р.).) Найдите: рыночное равновесие; цену, при которой дефицит составит 494 тыс. р. Какова величина прибыли каждого из отделений 1) в минувшем году? 2) в текущем году?
  4. Фирма приобрела на 30 тыс. у.д.ед. 30 предметов для оборудования своего офиса: некоторое количество офисных телефонов по 9,5 тыс. за телефон, компьютерных столов по 500 у.д.ед. за стол, офисных кресел по 250 у.д.ед. за кресло. Какое количество единиц каждого вида оборудования было приобретено?
  5. Вкладчик открыл счет и положил на него сумму в 25000 р. сроком на 4 года под простые (без капитализации) проценты по ставке 11,5 % годовых. Какой будет сумма, которую вкладчик получит при закрытии вклада? На сколько рублей вырастет вклад за 4 года? Чему равен коэффициент наращения (то есть на сколько процентов вырастет сумма вклада)?
  6. Вкладчик внес на счет в банке 2700 долл. США. Банк выплачивает простые проценты по ставке 5,6 % годовых. Определите, какая сумма будет через 2 года 5 месяцев и 15 дней. На сколько процентов увеличится вклад?
  7. В банке получена ссуда в размере 40 тыс. долл. США на 8 лет на следующих условиях: для первых трех лет процентная ставка равна 28% годовых, на следующий год она увеличивается на 2%, и на последующие годы еще на 2,5%. Найдите сумму, которая должна быть возвращена банку по окончании срока ссуды при ежегодных начислениях сложных процентов.

Считаю, что предложенные задания и им аналогичные  составляют важную часть системы формирования креативности и мобильности мышления школьников, их умений наблюдать, сравнивать, обобщать, абстрагировать и анализировать, математической интуиции и способности осуществлять поиск «красивого» решения задачи и умения доводить решение до конца, способствуют развитию предпринимательских компетенций школьников. Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства позволит не только познакомиться с миром профессий в сфере малого и среднего бизнеса через встречи с предпринимателями, их рассказы, через посещение предприятий и т. д., но и в ходе исследовательской работы на предприятии или практической деятельности в качестве участников предпринимательских проектов попробовать себя в роли технолога, маркетолога, менеджера, экономиста, бухгалтера и т. д. При этом предпринимательская подготовка позволит школьникам не только приобрести знания и навыки в области создания своего дела, но и сформировать компетенции, которые пригодятся им независимо от избранной профессии. Для результативности в профориентационном отношении планируется создание школьниками собственных фирм или детско-взрослых предприятий, в которых они выступят полноправными участниками производственной и управленческой деятельности.

Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что все средства, формы и методы школьной работы должны быть направлены на индуцирование веры в ребёнка, развитие его индивидуальности, уникальности личности, поддержку одарённости.

 

Список литературы

1.  Авсюкевич А.В., Шафранский И.И. Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства / А.В.Авсюкевич, И.И.Шафранский // Инновационные технологии обучения одаренной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции, Киев,  4 декабря 2014 г./ К.: институт одаренного детства, 2014. – С.154.

2. Бедулина, Г.Ф. Основные тенденции формирования экономической культуры и предпринимательских ценностей учащихся в условиях социального партнерства / Г.Ф. Бедулина // Личность. Образование. Общество: материалы международной научно-практической конференции, Гродно, 5 ноября 2014 г.: в 2 ч./ ред. кол.: Н.Л.Евдокименко [и др.].  – Гродно: ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 2014. – Ч.1. – С.6-9.

3. Бедулина Г.Ф. Основные тенденции формирования экономической культуры и предпринимательских ценностей сельской молодежи /Г.Ф.Бедулина// Материалы II Международной научно-практической конференции,   посвященной 300-летию Библиотеки Российской Академии наук «Открытый мир: культура реальной экономики; под ред. А.Н. Сёмина, Ю.Р. Лутфуллина, М.М. Кислицкого.-г. Челябинск: Реальный мир.-2015.- 240 с./С.47-51.

4.      Бедулина, Г.Ф. Инновационная деятельность педагогических коллективов как фактор развития образования/Г.Ф.Бедулина//Треугольник знаний: образование - наука - инновации : материалы международной научно-практической конференции, Минск, 20-21 апреля 2016 г. - Минск: БНТУ, 2016. - 230 с./С.149-151.

5.      Ваграменко Я.А., Корниенко А.В. Мобильные рабочие Интернет-группы для решения задач коллективного творчества в образовательной среде/ Я.А.Ваграменко, А.В.Корниенко  // Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогика, лингвистика и информационные технологии», – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. –Т. 2. – С. 411–417.

6. Ваграменко Я. А., Яламов Г.Ю. Концепция сетевого информационного взаимодействия студентов и учащихся школы/ Я.А.Ваграменко, Г.Ю.Яламов // Педагогическая информатика. – 2013. – № 3. – С. 7 – 12.

         7.      Калинина Н.Н. Обучение основам предпринимательства в школе: опыт и перспективы / Н.Н.Калинина, Н.В.Топешкина // Вестник института дружбы народов Кавказа. –2014.– №1.

8.  Краснова М.А. Экономика, бизнес и образование — шаг навстречу /  М. А. Краснова // Образование Минщины. — 2013. — № 4. — С. 77—80.

9.      Мишкин Б.И., Поташева Л.Н. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений// М.: Вита-Пресс, 2006 – 240с.

10.    Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности: методические рекомендации / Под. ред. к.э.н. А.С. Потапова, М.: МЦТЗМ «Перспектива», 2000. 131 с.

11.    Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Метод. Пособие. // М.: Вита-Пресс, 2006.

         12.   Терентьева А.В. Влияние бизнеса на развитие непрерывного профессиональ ного образования в условиях общеобразовательной школы / А. В. Терентьева //  Народ. образование. — 2006. — № 5. — С. 179—189.

13.    Трусова Л.А. Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций /Л.А.Трусова. –М.:  ООО «Коллаж», 2011. – 136с.

14.    Шевченко Т.Н. Школьный бизнес-план / Т. Н. Шевченко // Народ. образование. — 2011. — № 10. — С. 124—128.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.